АЙКИДО И ОРУЖИЕ:ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?
Автор этой стать Stanley Pranin
Aikido Journal #108 (1996)
Автор перевода Елена Петрова и Олег Якимов
Available Languages:
Споры о том, являются ли тренировки с оружием составной частью Айкидо - старинная тема, и на страницах нашего журнала мы неоднократно давали возможность выступить сторонникам обеих точек зрения. Я следил за всеми аргументами и принимал участие в этой дискуссии и сейчас хотел бы добавить несколько замечаний, которых ранее нигде не встречал.
Во первых, я думаю, что имеет смысл начать с обзора позиции Морихея Уесибы относительно оружия. Не вдаваясь в пространные исторические исследования предмета, я хотел бы указать только на некоторые факты. В последние десять лет мы смогли собрать исчерпывающие документы о том, что главное влияние на айкидо с точки зрения техники оказало Дайто-рю айкидзюцу. Учитель Уесибы, Сокаку Такеда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим много лет на изучение различных его видов. В те годы. когда ношение меча было запрещено законом, Такеда всего лишь внедрил оружие в технику джиу-джитсу как наиважнейший компонент обучения воинским искусствам. Буджитсу Такеды было многоплановым по самой своей природе . и его ни в коем случае нельзя сводить только к техникам дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.
А вот другой факт: с 1942 и по крайней мере до конца 1950 Морихей Уесиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Иваме, экспериментируя с айкикен и айкидзё. Непосредственным свидетелем этого процесса был один из основных учеников того периода, Морихиро Сайто, и в айкидо сенсея Сайто сегодня можно видеть плоды усилий Основателя.
Это обстоятельство оспаривают критические замечания такого рода: «В области оружия О-Сенсей был просто любителем и никогда по настоящему не пытался развить этот аспект тренировок в законченную дисциплину – такую, как тайджитсу, или технику пустых рук”. Слабое место такой точки зрения заключается в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Такой промежуток времени является безусловно достаточным для того, чтобы такой опытный мастер воинских искусств, как Уесиба, смог интегрировать этот блок технических знаний в свою подготовку. Не забывайте и о том, что уже в 1937 году Основатель предпринимал активные шаги по внедрению в своем Кобукан Додзё классического искусства Касима Синто-рю, основанного на применении оружия. В регистрационных записях этой школы даже оказалась его клятва на крови!
Более того, я хотел бы обратить внимание на то, что множество технических терминов айкидо заимствовано из кендзюцу. Такие слова, как тегатана, шоменучи, ёкоменучи и сихо-наге с очевидностью отражают лежащие за ними знания в области владения мечом. Аналогичным образом большой блок технического арсенала айкидо – ириминаге – основан на колющем движении и входе с мечом. Фактически, вся концепция ирими, или входа, заимствована из техник фехтования.
Давайте будем честны: изучение и работа с оружием долгое время были страстью Основателя. Те, кто предлагают другие варианты, либо не знают историю Айкидо, либо преследуют политические цели.
Однако то, что Основатель запретил практику Кен и дзё в Айкикай Хомбу Додзё, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ групп сенсея Сайто, является историческим фактом - и я сказал бы, очень показательным фактом! Так будет ли удивительным то, что современное Хомбу Додзё публично объявило, что тренировки с оружием не являются частью айкидо (я ссылаюсь на опубликованные комментарии руководителя Хомбу Додзё Моритеру Уесиба и обладателя 8 дана Масатаке Фудзита)?
Ответ на вопрос о том, являются или нет тренировки с оружием частью айкидо, зависит от мнения авторитетного специалиста, с которым вы консультируетесь по этому поводу. Сегодня не существует единого мнения о том, что такое айкидо – ни с точки зрения техники, ни с точки зрения философии. Тем не менее, обычный занимающийся айкидо человек считает высшим авторитетом по этому вопросу своего непосредственного инструктора. Но даже организация не может злоупотреблять своей собственной точкой зрения по вопросу содержания тренировок на уровне данного конкретного додзё – за исключением случаев, когда она хочет установить и внедрить жесткий набор своих правил. Такой подход серьезно вредит росту и влиянию группы, что было уже не раз показано.
В качестве иллюстрации напомним, что в пределах организации Айкикай Хомбу, официальная позиция которой исключает тренировки с оружием, хорошо известные учителя – такие, как Содзи Нисио, Нобиёси Тамура, Казуо Чиба, Мицунари Канаи и многие другие – включают в свой курс обучения йяйдо. Делать это им никто не пытаеися помешать. С моей точки зрения, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворительный ответ на вопрос об оружии и айкидо, который был бы убедительным для всех.
Никакие споры в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те, чьи учителя защищают тренировки с оружием, и те, кто самостоятельно пришли к выводу о том, что тренировки с оружием являются важным приложением к техникам тайдзюцу, будут продолжать следовать своим убеждениям. Те, кого убедили в том, что практика с оружием неуместна или вредна для прогресса в тайдзюцу, полностью отвергнут оружие и унаследуют предубеждения, оправдывающие их веру.
Является ли это последним словом по данному вопросу? Я сомневаюсь в этом и надеюсь, что смог сделать свой небольшой вклад в это обсуждение.